23

МАЯ

вторник

Произведений    сегодня:  1  всего:  6729

Сообщений    сегодня:  0  всего:  2871

Рецензий    сегодня:  2  всего:  18510

Читателей    сегодня:  705  всего:  3529602

Авторов    всего:  283

Архив проекта:  ветвь закрыта

Статус сообщения: форум

читателей всего:

430

читателей сегодня:

рецензий всего:

13

прочитано:

Сб, 20.05.2017 10:41 (неизвестный читатель)

номинация:  нет

Бутузов Глеб

Чтобы не быть голословным

Сб, 24.08.2002 08:36

Глеб Бутузов

Copyright © by Глеб Бутузов
Чтобы не быть голословным


Уважаемые дамы и господа, в своем недавнем постинге уважаемый Доби упрекнул меня, что моя критика в адрес его стихов голословна. Полностью с ним согласившись, я решил исправить положение, и разобрать произведения уважаемого г-на Ахматова (Доби) в той или иной степени детально. Естественно, тратить свое время на то, что называется обычным разбором стихотворения, я не стал, и вот, в результате, вашему вниманию предлагается рассказ <Сотрясение мозга>, написанный в жанре истории болезни и, одновременно, эссе.


Сommotio Сerebri

И я плакал и пел, и, возвысив свой голос, встал вровень,
В ряд с тенями великих, пробив небеса головой.
А.Ахматов. <Серафимиада>.


Заголовок: История болезни. (написано крупно, криво, дешевой шариковой ручкой и размашистой врачебной рукой).

Без сомнения, никакого реального сотрясения мозга в анамнезе больного не существует. Данная бредовая идея, судя по всему, преследует г. Ахматова с юного возраста, и очевидно связана с детским комплексом, вызванным родовой травмой. Этот мотив, достаточно регулярно встречающися в творчестве пациента, то есть явлющийся с точки зрения П.И.Карпова ключевым, весьма ярко и однозначно проявляется в стихтворных произведениях больного. Вот, например, строфа из стихотворения <Не в праве встать и слова произнесть> :

В его башке пропал небесный ток,
Как в телеке - контактик отпаялся.
И кажется, спасет лишь молоток:
Бац в темечко - и вновь за рифмы взялся.

Подобно многим больным болезнью Блейлера, пациент часто отождествляет себя с животными или силами природы. Далее следуют примеры указанной тенденции, усиленные анималистическими метафорами, комментировать которые не имеет смысла.

Как ночные кометы, цветочные мухи идут
На цветущий жасмин, на бутоны шиповника квелые,
Золотые хвосты за собой оставляя в саду,
О цветы разбивая свои самоварные головы. (<Насекомые>).

Медяки он взболтнет в кулаке
И возьмет в собеседницы воблу,
И разденет ее в уголке,
И постукает ласково по лбу (<Пену с кружки сдувает мужик>).

Голкипер-шмель бьет в штангу головой,
И мальва сотрясается от стука,
И в лепестках, обтянутых парчой,
Подолгу дрожь не остывает глухо. (<Голкипер-шмель бьет в штангу головой>)

И все же здесь, как раньше, хорошо!
Хоть валят лес, в связи с градостроеньем,
И дождевые черви с удивленьем
Стучатся головою о метро. (<Над новостройкой тают облака>)

С другой стороны, о явном присутствии dementia praecox говорит тяготение к рифмам, характерным для произведений детского писателя Носова. Напр., смертью-документу (<Биография поэта.>), горе-бройлерная (<Отстав под люстрой>), будка - забудь-ка (<Краб>), произнесть - спеть (<Не в праве встать и слова произнесть>) и многие другие.

Несомненно, также явно прослеживается разрыв ассоциативного аппарата, характерный для прогрессивного паралича. В стихотворении <Биография поэта> больной пишет:

И пока лежит в запарке,
Не заверенная смертью,
Все стихи в ней, как помарки,
Лишь мешают документу.

Здесь отчетливо присутствует подмена объекта субъектом. Как помарки могут мешать документу? Что такое важное этот документ втихаря делает, что помарки ему мешают? Очевидно, они мешать могут только тому, кто его читает.

Косноязычие некоторых высказываний в произведениях пациента, опять-таки, указывают на некоторый регресс. Например, <Я-то тоже...>, <Как же жить...> из стихотворения <Тяжело к себе тянет метафора>, и подобные.

На мой взгляд, интересной стилистической чертой в творчестве больного является детальное описание процессов жизнедеятельности человека в специфически-детальном ключе, с явным оттенком садизма. Скажем, кровь данный пациент воспринимает весьма по-ассенизаторски (<Кровь>):

Им каждый капилляр залапан,
Гремит немолкнущий прибой.
Не дремлет слева жуткий клапан,
Волну гонящий за волной.

Работа сердечной мышцы также не вызывет в нем трепета, характерногто для творцов поэтического слада ума (<Я как-то думал>):

Пусть чавкает, как клизма, сердце в бок,
Оно такую дрянь там пьет, аж гадко!
Мне больше по душе томатный сок,
И чтоб лежал в солонке резус-фактор.

Он весьма приниженно воспринимает и описывает явления жизни, проявляя свой скепсис даже в отношении пауз в работе поэта (<Не в праве встать и слова произнесть>):

Поэт лишен на время ремесла,
Поэт сидит и протирает чресла,
Или идет в питейные места,
Найти себе не в состояньи места.

Также для А.Ахматова характерны следующие пассажи:

Приближается к Богу старуха
На кривых деревянных ногах.
Ни Отца здесь, ни Сына, ни Духа
Ей пока не видать сквозь свой страх. (<У церкви Богоявленья>).

Отстав под люстрой от родного роя,
Сложив блестящих крыльев лепестки,
С гуденьем низким муха бройлерная
Присела мягко на мои листки. (<Отстав под люстрой>)

О, наконец-то лето
Догнало меня и смяло.
Как фантик с толстой конфеты,
Последнюю майку сняло (<1 июня>)

Замерло все. Еле слышно под теплой землей
Кашляет в норке червем подавившийся крот (<Под Рощино>).
.
Типичное для завершающей стадии параноий стремление к самоубийству в сочетании с комплексом кастрации отчетливо проступает в стихотворении <Фильмы ли смотрел>:

Фильмы ли смотрел, читал ли,
Вдаль глядел ли с высоты,
Я все смерти примерял и
Все не мог свою найти.

Когда в строчку лезла фраза,
Угодив не в бровь, а в пах,
Даже в киселе оргазма
Иль от славы в двух шагах...

Что же касается славы, то неоспоримые признаки мании велмчия сплошь и рядом встречаются на протяжении всего творчества больного:

И стиль, что я сам себе выбрал, - высок,
Постольку и жив я на свете (<Постольку, поскольку>).
.
Велик язык, которым я дышу,
В который свой язык я погружаю,
Не видя дна, и гласные глотаю,
И как птенец над бездной трепещу (<Велик язык, которым я дышу>).

Другими словами, диагноз не представляет собой затруднение. Онако, твердая убежденность больного в том, что он либо перенес, либо в ближайшем будущем перенесет тяжелую травму, которую я бы назвал не столько сотрясением мозга, сколько сотрясением духа, вселет надежду на неожиданный исход его болезни.

c 2002 G.Butuzov

Архив проекта:  ветвь закрыта

просмотр:     список читателей

Список рецензий:

Чтобы не быть голословным     Глеб Бутузов   24.08.02 08:36

Давно так не смеялся!!!     Doby *гость*  25.08.02 16:29

Re: Давно так не смеялся!!!     Глеб Бутузов   25.08.02 20:08

Re: Чтобы не быть голословным     Говорун *гость*  24.08.02 11:25

Re: Re: Чтобы не быть голословным     Глеб Бутузов   24.08.02 14:47

Re: Re: Re: Чтобы не быть голословным     Doby *гость*  25.08.02 16:37

Re: Re: Re: Re: Чтобы не быть голословным     Глеб Бутузов   25.08.02 20:29

Re: Re: Re: Чтобы не быть голословным     Говорун *гость*  24.08.02 19:11

Говоруну     Doby *гость*  25.08.02 16:40

Re: Говоруну     Говорун *гость*  25.08.02 20:47

Re: Говоруну     Глеб Бутузов   25.08.02 20:47

Re: Re: Говоруну     Говорун *гость*  25.08.02 20:50

Re: Re: Re: Говоруну     Глеб Бутузов   25.08.02 21:25

Re: Re: Re: Re: Говоруну     Говорун *гость*  26.08.02 01:08

логин :

пароль :

  

регистрация      забыли пароль?

Google

Литературный проект "Lastwitch.com" © 2001-2017 "Последняя Ведьма"
Яндекс цитирования